"Спокойной ночи, малыши" - о куклах и характерахСлучайно посмотрела «Спокойной ночи, малыши».
А потом интоксикация организма Гэтиссом и моя всегдашняя склонность к гону сделали свое дело: я представила кукол людьми.
В самом деле – вот они, долгожители телеэфира. Персонажи, которых мы видели изо дня в день, из года в год, на которых мы выросли. Куклы с собственным характером и смыслом, образы, которые сложились сами – соткались из воздуха родины, можно сказать, архетипы, которые генерит эта земля.
Мы выросли, а они-то как?
И во что бы они выросли, исходя из имеющихся данных.
Филя – Правдоискатель на должности. Как бы сказали сейчас, честный мент. Фигура в российских реалиях трагическая. Знает, «как надо» и еще более четко знает, что «как надо» не будет никогда. Из-за недостаточной убежденности выступает в роли капитана очевидность. Впадает в менторство. Пораженец. Сопьется.
В разговорах лидировали бы судьбы России, гражданская позиция и Третий Путь.
Метафизический смысл - Защитник. Причем, защитник чего-то, при любом раскладе обреченного в России на провал. Вроде тех же гражданских ценностей – казалось бы, величина безусловная, защищать ее нужно и важно. Меж тем при твоей поддержке такое к власти придет, что хоть на осине вешайся.
В личных отношениях выступает в роли пластыря на душевные раны. Но нельзя же жить с пластырем.
Читать дальше?Степашка – Ведомый. Главная загадка, почему он самец. Был бы самочкой – все сразу встало бы на свои места. Потому что быть ему домохозяйкой с ранним или очень ранним браком. Не имеющей собственного голоса, которая терпела бы до последнего и после последнего – причем, терпела бы любого. И по общей своей безотказности и социальному донорству считалась бы святой женщиной, на которых держится земля русская.
А вот самец… Ну куда с этим самцу?
Поэтому быть ему одиноким и где-нибудь в НИИ. Не представляю его на физической работе. Собственно, я его ни на какой работе не представляю, поэтому и говорю НИИ.
Существует вне пола. Генерит вокруг себя слабосильный, иррациональный, леденцовый кавай. Непонятно чем, но генерит.
Идеальный подданный. Не гражданин – это Филя гражданин (его как раз гражданская позиция к водке и приведет), а именно подданный. Населенец утопии. Готов быть законопослушным, правильным и счастливым. Причем, где угодно. Наверное, поэтому его так жалко. Верный сын режима. Ах, как подошел бы Степашке сильный режим! Его глагол «слушаться».
Метафизический смысл. Он есть. Не могу точно сформулировать, в чем он, но он есть. Сообщающий всему, что делает Степашка, некий привкус. Не уверена, что хочу знать, какой именно. Не надо разбивать гармонию на атомы.
Хрюша – харизматичный лидер и тем всегда неправ. Потому что если прав Хрюша, то нахрена тогда ведущий. Картман советского телевидения. Сила, энергия, способность к независимому мышлению, амбиции и напор. Равно уместен в политике, на телевидении, в бизнесе и на нарах.
На примере Хрюши показывают, что инициатива наказуема.
Большое счастье для всех нас, что Хрюшу это ничему не учит.
Метафизический смысл – народная правда. Даже не правда – мудрость. Причем, настоящая мудрость, которую в детских книжках не печатают – слишком уж непечатно-народная. Например, не подмажешь – не поедешь, закон что дышло – куда повернешь, туда и вышло. То есть то, с чем ребенок реально столкнется в жизни.
Еще один метафизический смысл – хуй. Во всех смыслах.
Мишутка - как ни странно, был и раньше. И уже тогда присутствовало пророческое сходство. Как и в жизни, отличается феноменальной пустотой и отсутствием собственного смысла. Ему как никому другому идет кукловод.
Метафизический смысл? Помилуйте, в нем и прямого нет.
Но то, что персонаж существует до сих пор…
Возможно, погорячилась я с отсутствием метафизического смысла. Это жжж неспроста.
Цап-Царапыч - появлялся эпизодически и каждый раз был немного неуместен. Неуместным себя и чувствовал. Символ проваленной карьеры, актер, чья работа навеки сведена к елкам. В отношениях с ведущим чувствовался какой-то отдельный взрослый подтекст - не на равных, нет, но и не так, как с остальными куклами.
Также чувствовалось, что в перерывах между съемками Цап-Царапыч шибко закладывает. В человеческом воплощении носил бы перстень и шейный платок, но сорочку переменял редко. А еще упоминал бы в речи шапочно знакомых или вовсе незнакомых с ним знаменитостей, называя их Колями и Сережами.
Каркуша – умная женщина. В этих словах вся ее трагедия.
В анамнезе музыкальная школа, высшее образование, работа в редакции или издательстве (ну а где еще?) и академические родители, которые, поднатужившись, купят ей кооперативную двушку в Чертаново. В ней она и проведет свою среднюю, без взлетов, жизнь.
Метафизический смысл – черный ворон. А над кем он вьется?
Ах, Каркуша-Каркуша, единственный женский образ в передаче (кто сказал «Степашка»?). Что хотела сказать ты нам, девочкам восьмидесятых, о чем предупредить, к какой судьбе подготовить?
Вижу тебя, дорогая моя Каркуша, как сидишь ты на кухне и раннюю седину басмой закрашиваешь. Потому что кто рядом с тобой?
Порядочный, но безмерно ограниченный и спивающийся Филя, нечистоплотный и непорядочный Цап-Царапыч и Хрюша, который, конечно, редкая свинья, но хотя бы мужик. А делать-то, делать-то что?
Остается любовь к чтению. Люби чтение, Каркуша.
Спокойной ночи, дорогие ребята. Кар-кар-кар.
Была ли альтернатива?
Была ли она, помимо уже спешащих на помощь Боба и Маззи, Маппетов, часа Диснея и прочих даров Запада? Была ли она в родных пенатах?
Знаете, она бывала: у меня ловился ленинградский канал.
Туманный Питер – побратим туманного Альбиона, наркотическая плесень канала ВВС росла и там. Их детские передачи поражали патологическим своеобразием. Были ли они талантливые или нет, интересные или не очень, их роднило одно: они были странные.
Как вывернется ленинградская креативная мысль, не мог предсказать никто. Даже когда они были нудными и уродливыми (а это довольно частый вариант), одушевляющий дух веществ реял над ними. Персонажи с равной интенсивностью просились на аватарку и в дурдом.
Вереница босховских образов проносится в моей памяти. Вот говорящий пень, вот мальчик с заостренной кверху головой, вот говорящий кед (из него носок торчал, кстати). Ох, знаю я теперь, чей это кед.
А еще я помню мужика в цилиндре - мужика с набеленным лицом, - который рассказывал про китайскую казнь, а игрушка-кукла это радостно демонстрировала – по мнению набеленного мужика недостаточно серьезно: «А побеги бамбука прорастали сквозь преступника и разрывали его». Это было. Клянусь, это было. Да, они относятся к разным временам, что-то было раньше, что-то позже, но тенденцию не спутаешь ни с чем.
Чему учило нас ленинградское телевидение?
Оно учило нас тому, что надо меньше смотреть телевизор. А еще тому, что не все так просто. То есть на самом деле, оно учило, что не все так просто, но делало это так, что становилось ясно: надо меньше смотреть телевизор.
Что же хотело сказать нам ленинградское телевидение?
В отличие от предельно социального Останкино, оно как бы говорило нам «расширь сознание, уйди в себя, там и только там ты обретешь самых удивительных друзей, самых опасных врагов, самых поразительных существ, самые захватывающие приключения, самую страшную смерть».
Колыбель трех революций могла бы произвести четвертую революцию – в сознании. Но то ли переизбыток энтропии, то ли недостаток финансирования загубили порыв. Не сложилось, жаль. При всех огрехах это был привет из инобытия.
Не знаю, жег ли Киев. Подозреваю, что мог.
На всякий случай (потому что осень и мало ли): это был субъективный опыт восприятия и разнузданный гаммяж (гон). Поэтому не надо приходить и говорить, что я опошлила прекрасную детскую передачу. Не тратьте зря душевный пыл)))