Show me the waves Slaves of the sea Is there a swirl an oyster pearl inside of me ?
Эрик-Эммануил ШмиттПредисловие переводчицы Ирины Мягковой
Драматург, эссеист, романист и сценарист Эрик-Эммануил Шмитт родился 28
марта 1960 года в Лионе. Готовился к карьере композитора, учился играть на
фортепьяно. С тех пор музыка, наряду с теологией и метафизикой, -- страсть
его жизни. "Музыка всегда говорит правду, интеллект вступает позднее... То
же происходит, когда я пишу пьесу. Я всегда пытаюсь услышать музыку души, то
есть нечто большее, чем просто слова", -- скажет он позже в одном из
интервью. Однако, кроме музыки, мальчик увлекался сочинительством: в
одиннадцать лет написал первую книгу, в шестнадцать -- первую пьесу
"Грегуар, или Почему горошек зеленый", сатиру на тему сексуального
воспитания. В конце концов слово одержало верх над музыкой. Закончив
престижный парижский Высший педагогический институт (Эколь Нормаль сюперьер)
и защитив философскую диссертацию, посвященную Дени Дидро (позже он напишет
эссе "Дидро, или Философия соблазна"), Шмитт начинает преподавать философию
сначала в лицее Шербура, затем в Университете Шамбери. Но долго там не
задерживается: научная карьера приносится в жертву литературе. Успех
сопутствовал Шмитту с первого взрослого драматургического опыта: "Валонская
ночь" (1991) была поставлена Шекспировским королевским театром. Вторая
пьеса, "Посетитель" (1993), в которой к Зигмунду Фрейду то ли наяву, то ли
во сне является то ли безумец, то ли Господь бог, и где ведется глубоко
философский, но не скучный диалог о человеческой сущности, о смерти и о
религии, -- обеспечила ему признание критики (Мольеровская премия 1994 года
в двух номинациях: "Театральное открытие" и "Лучший драматург"). И далее по
нарастающей. Спектакль "Загадочные вариации" (лучшая пьеса 1996 года), в
котором играл Ален Делон, совершает мировое турне (от Токио до
Лос-Анджелеса) под оглушительные аплодисменты зрителей. "Вольнодумец" (1997,
о Дени Дидро) -- история одного беспутного дня любимого героя Шмитта была
снята в кино с участием Венсана Переса и Фанни Ардан. Правда, фильм успеха
не имел: не любит кино разговоров, пусть даже таких увлекательных, какими их
создает Шмитт. "Фредерик, или Бульвар преступлений" (1998 ) снова получает
Мольеровскую премию, а главную роль в парижском спектакле сыграл Поль
Бельмондо. В 2001 году французская Академия присуждает драматургу Гран-при.
Кроме пьес, Шмитт пишет романы. И тоже получает за них премии. Премию
"Первый роман" получила его "Секта эгоистов" (1994 год, издательство
Альбен-Мишель). Но самый большой успех выпал, пожалуй, на долю "Евангелия от
Пилата" (2000), над которым писатель работал 8 лет. Толчком к разработке
этого сюжета послужила, по словам самого Шмитта, одна ночь 1989 года,
проведенная им в Сахаре, где с ним случилось некое мистическое происшествие,
после которого у него, рожденного в семье атеистов, установились особые
отношения с Богом. Роман двухчастный. Первая часть -- "Иисус" -- о человеке
во власти сомнений за несколько часов до смерти. В своем монологе (любимый
литературный прием Шмитта) Иисус предстает скромным, простым, долгое время
не помышлявшим о своей миссии. Вторая часть -- "Пилат" -- написана в форме
эпистолярного дневника: в письме к брату Титусу Понтий Пилат, с его
непоколебимой верой в разум, пытается тщательно и прагматично исследовать
необъяснимое явление -- исчезновение тела Иисуса; пытается преодолеть
экзальтацию и нетерпимость окружающих. В результате римский разум пасует
перед иудаистскими сомнениями. При всем при этом "Евангелие от Пилата" --
лидер продаж и лауреат Гран-при читательниц журнала "Elle". В следующем,
2001 году, Шмитт выпускает "Участь другого", где уготавливает Адольфу
Гитлеру судьбу состоявшегося художника, в результате чего тот не становится
диктатором, и история человечества движется по другому пути. Совершенно
очевидно, что философское воспитание, склонность к систематическому и
глубокому осмыслению мира, во многом определяют творчество писателя. В
качестве героев он часто выбирает универсальные фигуры мировой истории и
мифологии -- Иисус и Понтий Пилат, Дидро и Гитлер, Фауст (в эссе "Когда я
был произведением искусства") и романтический актер Фредерик-Леметр... В
Шмитте живет просветитель и в какой-то степени миссионер. Поэтому особое
место в его творчестве занимает "Цикл о незримом", куда входят четыре
текста: "Миларепа" (1997), "Господин Ибрагим и цветы Корана" (2001), "Оскар
и Розовая дама" (2002) и совсем недавний "Ребенок Ноэ" (2004). Объединяющая
"Цикл о незримом" тема -- духовность и религия. Религиозные конфессии --
буддизм (в "Миларепе"), ислам и иудаизм (в "Господине Ибрагиме и цветах
Корана") и христианство (в "Оскаре и Розовой даме") как бы художественно
проиллюстрированы и сопряжены с конкретными человеческими (прежде всего
детскими) историями. Форму этих небольших произведений можно
классифицировать по-разному. Кто-то причисляет их к романам, кто-то к
монопьесам (потому что они написаны от первого лица), кто-то к детским
сказкам. Некоторые критики находят сходство Оскара с Маленьким принцем или с
героем Пенака Бенжаменом Малосеном. Так или иначе, эти произведения написаны
скорее для игры, чем для чтения. Их и играют с большим успехом: "Оскара" --
Даниель Дарье в Комеди Шан-Зелизе, а "Господина Ибрагима" (еще и в кино) --
Омар Шериф, за что получил своего первого Сезара в 2004 году. На мой взгляд,
обаяние "Оскара" и "Господина Ибрагима" -- в пафосе терпимости. Нет
противоречий и агрессивности между людьми, принадлежащими к разным
национальностям и религиям. Есть возможность выбора -- веры, друзей, даже
семьи. Есть мудрость приятия всего. Старшие (Господин Ибрагим, Розовая дама)
учат младших (Момо, Оскара) примирению с жизнью, с болезнями, со смертью.
Оказывается, полноценную жизнь можно прожить и за десять оставшихся тебе
дней. Конечно, если верить... И здесь Шмитт со свойственной ему
виртуозностью балансирует на тонкой грани: еще немного и можно скатиться в
сентиментальность (в "Оскаре и Розовой даме"). Спасает интонация -- очень
простая, без какой бы то ни было эмоциональной окрашенности, и еще юмор.
Драматург, эссеист, романист и сценарист Эрик-Эммануил Шмитт родился 28
марта 1960 года в Лионе. Готовился к карьере композитора, учился играть на
фортепьяно. С тех пор музыка, наряду с теологией и метафизикой, -- страсть
его жизни. "Музыка всегда говорит правду, интеллект вступает позднее... То
же происходит, когда я пишу пьесу. Я всегда пытаюсь услышать музыку души, то
есть нечто большее, чем просто слова", -- скажет он позже в одном из
интервью. Однако, кроме музыки, мальчик увлекался сочинительством: в
одиннадцать лет написал первую книгу, в шестнадцать -- первую пьесу
"Грегуар, или Почему горошек зеленый", сатиру на тему сексуального
воспитания. В конце концов слово одержало верх над музыкой. Закончив
престижный парижский Высший педагогический институт (Эколь Нормаль сюперьер)
и защитив философскую диссертацию, посвященную Дени Дидро (позже он напишет
эссе "Дидро, или Философия соблазна"), Шмитт начинает преподавать философию
сначала в лицее Шербура, затем в Университете Шамбери. Но долго там не
задерживается: научная карьера приносится в жертву литературе. Успех
сопутствовал Шмитту с первого взрослого драматургического опыта: "Валонская
ночь" (1991) была поставлена Шекспировским королевским театром. Вторая
пьеса, "Посетитель" (1993), в которой к Зигмунду Фрейду то ли наяву, то ли
во сне является то ли безумец, то ли Господь бог, и где ведется глубоко
философский, но не скучный диалог о человеческой сущности, о смерти и о
религии, -- обеспечила ему признание критики (Мольеровская премия 1994 года
в двух номинациях: "Театральное открытие" и "Лучший драматург"). И далее по
нарастающей. Спектакль "Загадочные вариации" (лучшая пьеса 1996 года), в
котором играл Ален Делон, совершает мировое турне (от Токио до
Лос-Анджелеса) под оглушительные аплодисменты зрителей. "Вольнодумец" (1997,
о Дени Дидро) -- история одного беспутного дня любимого героя Шмитта была
снята в кино с участием Венсана Переса и Фанни Ардан. Правда, фильм успеха
не имел: не любит кино разговоров, пусть даже таких увлекательных, какими их
создает Шмитт. "Фредерик, или Бульвар преступлений" (1998 ) снова получает
Мольеровскую премию, а главную роль в парижском спектакле сыграл Поль
Бельмондо. В 2001 году французская Академия присуждает драматургу Гран-при.
Кроме пьес, Шмитт пишет романы. И тоже получает за них премии. Премию
"Первый роман" получила его "Секта эгоистов" (1994 год, издательство
Альбен-Мишель). Но самый большой успех выпал, пожалуй, на долю "Евангелия от
Пилата" (2000), над которым писатель работал 8 лет. Толчком к разработке
этого сюжета послужила, по словам самого Шмитта, одна ночь 1989 года,
проведенная им в Сахаре, где с ним случилось некое мистическое происшествие,
после которого у него, рожденного в семье атеистов, установились особые
отношения с Богом. Роман двухчастный. Первая часть -- "Иисус" -- о человеке
во власти сомнений за несколько часов до смерти. В своем монологе (любимый
литературный прием Шмитта) Иисус предстает скромным, простым, долгое время
не помышлявшим о своей миссии. Вторая часть -- "Пилат" -- написана в форме
эпистолярного дневника: в письме к брату Титусу Понтий Пилат, с его
непоколебимой верой в разум, пытается тщательно и прагматично исследовать
необъяснимое явление -- исчезновение тела Иисуса; пытается преодолеть
экзальтацию и нетерпимость окружающих. В результате римский разум пасует
перед иудаистскими сомнениями. При всем при этом "Евангелие от Пилата" --
лидер продаж и лауреат Гран-при читательниц журнала "Elle". В следующем,
2001 году, Шмитт выпускает "Участь другого", где уготавливает Адольфу
Гитлеру судьбу состоявшегося художника, в результате чего тот не становится
диктатором, и история человечества движется по другому пути. Совершенно
очевидно, что философское воспитание, склонность к систематическому и
глубокому осмыслению мира, во многом определяют творчество писателя. В
качестве героев он часто выбирает универсальные фигуры мировой истории и
мифологии -- Иисус и Понтий Пилат, Дидро и Гитлер, Фауст (в эссе "Когда я
был произведением искусства") и романтический актер Фредерик-Леметр... В
Шмитте живет просветитель и в какой-то степени миссионер. Поэтому особое
место в его творчестве занимает "Цикл о незримом", куда входят четыре
текста: "Миларепа" (1997), "Господин Ибрагим и цветы Корана" (2001), "Оскар
и Розовая дама" (2002) и совсем недавний "Ребенок Ноэ" (2004). Объединяющая
"Цикл о незримом" тема -- духовность и религия. Религиозные конфессии --
буддизм (в "Миларепе"), ислам и иудаизм (в "Господине Ибрагиме и цветах
Корана") и христианство (в "Оскаре и Розовой даме") как бы художественно
проиллюстрированы и сопряжены с конкретными человеческими (прежде всего
детскими) историями. Форму этих небольших произведений можно
классифицировать по-разному. Кто-то причисляет их к романам, кто-то к
монопьесам (потому что они написаны от первого лица), кто-то к детским
сказкам. Некоторые критики находят сходство Оскара с Маленьким принцем или с
героем Пенака Бенжаменом Малосеном. Так или иначе, эти произведения написаны
скорее для игры, чем для чтения. Их и играют с большим успехом: "Оскара" --
Даниель Дарье в Комеди Шан-Зелизе, а "Господина Ибрагима" (еще и в кино) --
Омар Шериф, за что получил своего первого Сезара в 2004 году. На мой взгляд,
обаяние "Оскара" и "Господина Ибрагима" -- в пафосе терпимости. Нет
противоречий и агрессивности между людьми, принадлежащими к разным
национальностям и религиям. Есть возможность выбора -- веры, друзей, даже
семьи. Есть мудрость приятия всего. Старшие (Господин Ибрагим, Розовая дама)
учат младших (Момо, Оскара) примирению с жизнью, с болезнями, со смертью.
Оказывается, полноценную жизнь можно прожить и за десять оставшихся тебе
дней. Конечно, если верить... И здесь Шмитт со свойственной ему
виртуозностью балансирует на тонкой грани: еще немного и можно скатиться в
сентиментальность (в "Оскаре и Розовой даме"). Спасает интонация -- очень
простая, без какой бы то ни было эмоциональной окрашенности, и еще юмор.